Ибрагим Хаджи Карнакбайулы
Консолидирующая роль Ислама в становлении и развитии казахстанской нации
Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и молим о помощи и прощении. К Нему мы прибегаем от зла наших душ и от наших скверных деяний. Кого Аллах наставляет на прямой путь, того никто не введет в заблуждение, а кого Он сбивает с него, того никто не поведет верным путем. Свидетельствую, что никто не достоин поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Его раб и посланник, да благословит его Аллах и приветствует. Поистине, самое правдивое слово – это Книга Аллаха, и самая правильная дорога – это стезя Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует.
Религия испокон веков играла не последнюю роль в становлении и развитии общества. Яркий тому пример ислам, который на протяжении нескольких веков, начиная с 7, явился залогом независимости, укрепления государственности и гарантией стабильности на территории многих государств. Не исключением из ряда исторических моментов является и Казахстан. 9 век н.э. был знаменателен для нашей республики распространением ислама как своеобразного комплекса сфер человеческой деятельности. Этот комплекс включал в себя как материальный мир, так и духовные ценности, в высшей мере тогда необходимые для формирования оседлой культуры казахов. Таким образом, создавались предпосылки для развития науки и техники, искусства и философии как средства самопознания. С появлением и возрождением городов начала зарождаться самобытная цивилизация, основанная на густом сплетении кочевого менталитета и прогрессивной исламской культуры. Феномен стремительного распространения новой культуры объясняется, прежде всего, целевыми установками исламского мировоззрения. Под флагом гуманного отношения и терпимости друг к другу через обращение к Высшей истине ислам объединил в свое время столько народов и государств, чего не могла себе позволить ни одна империя. Не обошел вниманием ислам и Восточный Казахстан. Исторические сведения указывают на появление первых мечетей в конце 17 века. Однако эти данные уже не актуальны вследствие новых исторических открытий, доказывающих присутствие исламской культуры, а значит, и цивилизации, в середине 9 века. Впрочем, и последние исследования нуждаются в подробной корректировке. Маневренность кочевого быта казахов обеспечивало постоянную подпитку информацией племен и родов по направлению с юга на север и собственно ислам, до сих пор учитывающий местные особенности и обычаи, беспрепятственно определял и формировал духовный континуум на почве высших религиозных норм. Современная ситуация по сравнению с прошлым изменилась коренным образом. Глобальный характер распространения религии ислам вызывает множество оценок, исследований, дискуссий. Сейчас в мире 1млрд.200млн. мусульман. За последние годы число исповедующих ислам неуклонно растет. В США успешно функционируют 1250 исламских центров, в Лондоне несут службу 120 мечетей, Соборную мечеть в Париже в пятницу посещают около 100 000 человек, две трети населения Москвы считают себя муминами .Чтобы в целом описать мировую религиозную ситуацию, необходимо использовать последние достижения в области науки и техники. Однако уже поверхностные сведения говорят не только о масштабе распространения, но и серьезном исламском присутствии в мировой общественной системе. По обретении независимости, на территории Казахстана насчитывается 70% потенциальных верующих, исповедующих ислам. А что касается Усть-Каменогорска, то число посещающих мечеть по сравнению с 1998 годом увеличилось втрое. Однако некоторые политологи считают последние сведения по республике несколько завышенными. Тем не менее, рост религиозного самосознания казахстанцев очевиден, и причину его мы видим в первую очередь в идеологических установках мусульманского вероучения. Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев назвал ислам исконной религией тюркоязычных народов. Верховный Муфтий, председатель Духовного управления мусульман Казахстана А.Б. Дербисали отметил: «Наряду с социальными, экономическими, политическими, религиозный фактор обеспечивает устойчивое развитие Казахстана» . Что утверждает ислам? Что привлекает в нем миллионы людей? Обратимся к принципам ислама как мировоззренческой системы. «Сегодня Я завершил для вас вашу религию, и закончил для вас Мою милость, и удовлетворился для вас исламом как религией»(Священный Коран). Ислам, как религия покорности и послушания, а именно так и переводится слово «Ислам», несет в себе постулаты, установленные Создателем, хвала Ему Великому , и утверждающие высшие духовные ценности. Мусульманин обязан заботиться и почитать родителей, помогать тем, кто находится в нужде. Существует шариатская этика поведения мусульманина с детьми, с супругами, с близкими и соседями. Окружающий мир – это создание Милостивого и Милосердного Аллаха. Мусульманин чувствует свою ответственность за сохранность всего того, что ниспосылает ему Творец: природу, живой мир и определенный баланс ноосферы. Таким образом, предназначение ислама состоит в том, чтобы уверовавшие в Единого Бога люди почитали и любили Всевышнего Аллаха, хвала Ему Великому, уважали Его творение, прежде всего человека. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, заповедал «хорошо относиться к людям - братьям своим». В Священном Коране, живом слове Господа, утверждается, что выполнение предписаний Аллаха, хвала Ему Великому, есть свидетельство веры в Великого Творца. Из чего следует, что мусульманин обязан соблюдать 5 столпов Ислама, которые провозглашают следующие постулаты: -мусульманин искренне и в твердом убеждении свидетельствует о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Единого Бога, и Пророк Мухаммад является Его Посланником, проповедующим Высшую Истину Добра. -уверовавший в Единого Господа должен совершать молитву. -пост в месяц Рамадан – следующее условие веры в Аллаха, хвала Ему Великому. -милостыня – это один из этапов на пути в Рай. -мусульманин, если он здоров и материально состоятелен, обязан хотя бы раз в жизни совершить паломничество в Мекку для поклонения Единому Творцу, Велик Он и Славен. Это паломничество называется хадж. Если мусульманин ревностно старается выполнять вышеперечисленные установки, он рассчитывает получить духовное очищение, он укрепляет веру, культивирует благочестие. Ведь в Священном Коране особо подчеркивается: «самый благородный из вас перед Аллахом – самый благочестивый». «Ислам –это путь истинного благочестия, а потому и спасения, подлинной духовной свободы для человека, который в современном мире устрашаем морем зла, конфликтов, испытывает множество соблазнов и искушений», - отмечает Председатель Совета Муфтиев Российской Федерации Р. Гайнутдин. Логическим продолжением следования казахстанских мусульман религиозным предписаниям можно характеризовать ситуацию, при которой исповедующие ислам наряду с братьями христианами и последователями других конфессий принимают активное участие в построении демократического общества. Среди верующих в Единого Господа, хвала ему Великому, есть представители всех слоев общества: интеллигенции, служащих, трудового контингента. Они горячо поддерживают проводимую Президентом Казахстана Н.А. Назарбаевым политику духовного единения и согласия, ибо считают, что только мирное и осознанное сосуществование людей позволит спокойно и уверенно идти по пути Всевышнего Творца, Велик Он и Славен. Особое внимание казахстанскими мусульманами уделяется воспитанию молодого поколения. Интерес этот исходит из того обоснования, что культивирование здоровой, образованной и высоконравственной общественной среды есть залог успешного процветания государства в целом. К примеру, ислам предписывает человеку заботиться о своей физической и духовной чистоте. Исламские нормы запрещают на основе Священного Корана и изречений Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, потребление алкоголя и других средств подавления воли человека, чтобы не допустить разложения общества. Среди постулатов религии важным считается образование. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, наказал следующее: «Идите по пути Знания с колыбели до лакада ». Также Пророк, мир ему, отмечал: «Ищите Знания, даже если вам для этого потребуется ехать в Китай» . Феномен культа образования в Исламе отмечали выдающиеся мыслители и ученые: Л.Н. Толстой, Р.Гароди, Ж.Ж. Кусто, Г. Гете, Абай, И.Алтынсарин и др. Ныне американские ученые выражают восхищение по поводу знамений Господа, изложенных в Коране, в области эмбриологии, астрономии, молекулярной физики. Ислам приняли прогрессивные деятели в области искусства, культуры, спорта и других отраслей человеческой деятельности Необходимо акцентировать внимание на том, что все постулаты религии являются первоочередными задачами мусульманина, которые поставлены Всевышним Господом, хвала Ему Великому. Ибо воздаянием за выполнение и соблюдение Божьих предписаний мусульман ждет Великое Будущее. Нравственное воспитание молодежи – не последний аспект в истинной исламской пропаганде. Патриотизм, сострадательность, добродетельность, верность высшим идеалам добра и взаимопонимания – такими чертами должен обладать мусульманин на протяжении всей своей жизни. Он не должен подвергаться разрушительным сепаратистским и экстремистским настроениям, опасаясь Божьего Гнева Всевышнего Аллаха, Милостивого, Милосердного. Уже сами Священные Имена Прекрасного Создателя: Милостивый, Милосердный, Любящий, Дающий пропитание, предполагают идеальный облик праведного мусульманина. В связи с этим, казахстанские мусульмане делают на пути Аллаха, Велик Он и Славен, все, чтобы предотвратить малейший натиск зла. Роль ислама, как и других религий в консолидации казахстанского общества необычайно высока. Основанная на высших идеалах добра и справедливости, эта религия несет в себе большой потенциал средств и решений в осуществлении проводимых государством идей и программ. Да будет мир над вами, милость Аллаха и его благоволение!
Литература:
1. Священный Коран. / Пер. с ар. Крачковского. – М.:1990. 2. Хадисы Пророка. / Пер. и ком. Пороховой В. – М.:2000. 3. Цитаты воспроизведены по материалам прессы и интернет.
|