В октябре 2011 года был принят закон Республики
Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях»,
который вызвал широчайший резонанс среди казахстанской общественности.
Споры и дискуссии вокруг нормативно-правового акта не угасают и по сей
день. В обсуждение закона вступают политики, юристы, религиоведы и,
главное, рядовые граждане. Мнения и критические замечания можно услышать
на конференциях и форумах, на дружеских встречах и в кухонных беседах.
Все это подтверждает, насколько чувствительной является религиозная
сфера для народа и государства. Уже одно это осознание дало большой
политический опыт для независимого Казахстана. В этой связи представляет
интерес тот социальный эффект, который в итоге возымел новый закон о
религии. По мнению ряда исследователей, закон был принят весьма
своевременно, исходя из тех процессов, которые ему предшествовали. В
частности, он остановил неконтролируемый процесс распространения
религиозных взглядов различного толка, которые привносятся из различных
зарубежных стран и вносят раскол в казахстанское общество. Сторонники
различных религиозных взглядов и традиций в тот период вели открытое
противостояние. Что-то должно было это остановить. Нужен был своего рода
источник «шока». Им, как раз, и стал закон «О религиозной деятельности и
религиозных объединениях», приняв который, государство показало, что
способно на активную политику в сфере религиозных отношений и готово на
решительные меры в отношении тех, кто не хочет, что называется, играть
по правилам. С принятием закона начался пе-риод перерегистрации
религиозных объединений. Это позволило обновить и получить прозрачные
данные о реально существующей религиозной ситуации, которая, подобно
мозаике, складывается из деятельности каждого религиозного объединения.
Кроме того, законом и процессом перерегистрации религиозных объединений
был придан новый импульс для пересмотра классификации
конфессий/верований, существующих в Казахстане. В результате, были
выявлены былые ошибки в определении и систематизации конфессий
Казахстана, что позволило установить их более точное число: не 46, а 17.
Таким образом, сегодня на религиозном поле страны имеются
зарегист-рированные религиозные объединения, а также социальные группы,
объединенные по религиозному признаку без намерения (а иногда и
возможности) регистрации. Относительно официальных религиозных
объединений можно полагать, что по отношению к ним достаточно соблюдать
свободу вероисповедания и не допускать с их стороны нарушений
законодательства о религиозной деятельности. Однако на фоне них
выделяются неоформленные религиозные группы, с которыми дело обстоит
совершенно по-иному. Это, как правило, носители определенной идеологии и
методологии, которым либо в принципе, либо на данном этапе не нужна
«вывеска». Такие группы, как правило, – исламского толка. Следует
заметить, что в целом с учетом мусульманской идентичности казахского
этноса растворение ислама среди народа закономерно. При этом к
неоформленным группам можно отнести умеренные общины, типа «Таблиги
джамаат» и суфистов, а также радикальные. Религиозные радикалы, в
частности, такфириты и «джихадисты», используют возможность
«раствориться» в толпе. Исходя из того, что такфиритов и «джихадистов»
невозможно зарегистрировать в качестве религиозных объединений, в
принципе, и они сами в этом никак не заинтересованы, можно
спрогнозировать затруднения в осуществлении контроля за их
религиозно-экстремистской деятельностью. Если же, например, ужесточить
режим по отношению к религиозным радикалам, то это в условиях малой
религиозной просвещенности исполнителей на местах может привести к
«охоте на ведьм», в результате чего пострадают невинные мусульмане.
Интересно заметить, что в этом религиозные радикалы оказывают недоб-рую
услугу обычным мусульманам, которые страдают по вине радикалов. В этой
связи, на наш взгляд, необходимы тонкие методы воздействия и
противодействия религиозно-экстремистским группам. Если общую
профилактику и контрпропаганду экстремизма среди большинства населения,
которое не подвержено пагубному влиянию, могут вести обычные имамы на
основе тех знаний, которые им были даны в традиционных ислам-ских
школах, то воздействовать и раз-убеждать такфиритов и «джихадистов»
могут люди со специфическими знаниями и опытом. Анализ показывает, что
указанные, и наиболее опасные, категории религиозных экстремистов
являются, по сути, жертвами психологических и религиозно-идеологических
манипуляций, в результате которых ими утрачивается практика и
способность рационального мышления и осмысления как религиозных
постулатов, так и навязываемых им программ действий. Сопоставляя жертв
манипуляции с тем, что исцелить их могут только люди с особой
образовательной закалкой, а также учитывая, что и данная часть
религиозного поля входит в зону ответственности/сферу деятельности
Агентства РК по делам религий, представляется целесообразным начать
активную работу по формированию группы влияния, которая будет способна
разубеждать такфиритов и «джихадистов». Представители данных категорий
экстремистов отличаются тем, что не принимают доводы мусульманских
теологов традиционного направления. Поэтому для воздействия на них нужны
те, кто сможет говорить с ними на «одном языке» (на языке одной акиды) и
при этом ставит своей целью обеспечение общественной стабильности и
интересов государства. При этом на практике уже имеется такой
положительный опыт, связанный с работой арабского теолога по имени
Абдусамад, проживающего в г.Алматы. Таким образом, Агентство по делам
религий могло бы способствовать реализации данной меры путем содействия
созданию реабилитационного центра в организационно-правовой форме
общественного фонда либо общественного объединения – НПО. Такой центр
мог бы осуществлять свою деятельность на грантовой основе, что помогло
бы сформировать эффективную команду специалистов, которые хорошо
разбираются в проблемах такфиритских и «джихадистских» групп и способны
вырабатывать и реализовывать эффективные меры по оказанию на них
разубеждающее воздействие, а затем адаптировать к процессам социализации
в рамках казахстанского общества. Агенство Республики Казахстан по делам религий