В одном из наиболее
удачных тафсиров (комментариев к аятам) на
русском языке "Свет Священного Корана": "Здесь
необходимо сделать одно весьма важное замечание: слова о наградах и
благах, обещанных за чтение Корана, каких-то его сур или отдельных
аятов, отнюдь не означают, что человеку просто достаточно проговорить их
вслух как заклинание. Напротив, Коран
следует читать для того, чтобы
понять его, а понять его нужно, чтобы задуматься над прочитанным,
размышлять же над прочитанным нужно для действия". Не случайно наилучшим
методом чтения Корана считается тартиль
- медленное и ритмичное чтение с размышлением над смыслом слов.
Таким образом, долг верующего -
понимать смысл Корана не
для
самообразования, а для того,
чтобы
действовать, утверждать РухАллах (то есть Его Шариат и справедливость) в
этой реальности, наполненной несправедливостью и гнетом, с тем, чтобы
приблизить царство справедливости и Иную реальность. Но
поскольку как конкретный человек может быть ограничен в своих умственных
возможностях, так и люди конкретной эпохи могут не понимать всей
глубины смысла, нужны специальные, особые люди, которые указали бы на
тот смысл, который не должен ускользнуть от уммы вне зависимости от того
исторического периода, в который она находится. Все остальное - дело
всестороннего иджтихада, благодаря которому мусульмане каждой исторической эпохи
открывают для себя все новые и новые пласты понимания Корана.
К
сожалению, среди мусульман прошлого и современности распространен иной
подход. Коран читают просто "ради вознаграждения",
не вдаваясь в смысл, и для многих его
декламация действительно сродни заклинанию, гарантирующему успех. Безусловно, ряд сур и
аятов обладают охранительным, успокаивающим действием, конечно, надо
стремиться уметь красиво читать Коран по-арабски, однако это
периферийные аспекты внимания мусульманина к Корану. Когда же момент
заклинательности начинает доминировать, буква вытесняет смысл - это есть
торжество языческого магического подхода чистой воды. Коран
превращается в набор медальонов-амулетов с цитатами из Святой Книги,
которые приобретают "от джиннов" или еще каких-либо болезней и напастей,
не понимая смысл и предназначение написанных на этих оберегах слов. Зачастую
Кораны в дорогих переплетах
распространяют те, кто на деле противостоит кораническим
идеям. Кто-то культивирует это тупое внимание к букве. Увы, порой в мечетях призывают не читать Коран, а изучать
брошюры алимов
(понятно, каких) на разную тематику, где приводятся аяты в качестве
далилей. Или же - читать арабский текст, произнося непонятные слова и не
вдаваясь в их суть. Все
это, к
сожалению, являет собой девиацию подлинно исламского отношения к чтению
Корана, подмену внутреннего сугубо внешним.
Известно, что Священный Коран
имеет несколько
уровней понимания его смысла. Уникальность этой Книги в том, что ее
могут читать домохозяйка и интеллектуал, грузчик и ученый, и каждый из
них могут находить в ней смысл сообразно собственному уровню. Коран
удивителен тем, что это одновременно и открытый, и закрытый текст.
Каждый из погружающихся в Коран людей, будь то простой человек без
особого образования или же просвещенный эрудит, должен отдавать себе
отчет, что он открывает для себя лишь часть Корана. Коран подобен
Вселенной; человек в ней сравним с маленькой домашней кошкой, для
которой пределы обжитой ею квартиры - это весь ее мир, а поход во двор
сродни полету человека в космос. При этом кошка не догадывается о
далеких городах, об огромных морях, о мировых войнах, она даже не
понимает смысла большинства слов, произносимых ее хозяином. Таково же
объективное положение человека во Вселенной, парадоксальным образом
сочетающееся с его субъективной центральностью как наместника (халифа)
Всевышнего, призванного исполнять Его волю.
Это означает, что, не будучи
способным до конца
понять глубин Корана, человек обязан действовать в соответствии с тем,
что он понял. Разумеется, понимание части возможно только благодаря
пониманию целого, глубинного смысла Корана, которое есть не у всех.
Поэтому мусульманин не должен уповать целиком и полностью на собственное
понимание Священного Корана - так он рискует впасть в грубую
самопальщину. Разумеется, он должен обращаться за разъяснениями смысла
тех или иных аятов к авторитетным и живущим по Исламу ученым, которые
осведомлены о комментариях к Корану, сделанными Пророком (мир ему) и
теми людьми, которые были посвящены им в тайны Священного Корана. При
этом мусульманин - не слепая пешка, призванная механически
воспроизводить эти наставления и слепо имитировать предписываемые
действия. Нет, он должен находить в них смысл применительно к своей
жизни, сопоставляя с собственным опытом и багажом накопленных знаний и
мыслей, с потребностями того времени, в которое он живет. Собственно, в
этом и заключается размышление над аятами Священного Корана, диалектика
его постижения и финальная цель того красивого и величественного
обрамления, в которое облачено донесение Истины Корана до людей.
Источник: http://www.islamnews.ru/news-6922.html
|